Продолжая использовать сайт, вы соглашаетесь на использование файлов cookie и передачу данных в сервисы аналитики. Вы можете запретить обработку Cookies в настройках вашего браузера в любой момент.

Химия схем, или почему мы выбираем именно ИХ

Мы часто знакомимся с людьми противоположного пола. Но не все знакомства становятся для нас особенными и вызывают эмоции. Причина заключается в том, что эмоциональный отклик у нас может вызвать только что-то знакомое и логически дополняющее нас.
Первое — знакомость — можно проиллюстрировать простой аналогией. Вспомните момент, когда вы слышите песню, которая звучала в вашем детстве. Сразу же возникает множество ассоциаций, воспоминаний и эмоциональных переживаний, связанных с тем временем. Это не те же самые чувства, которые появляются, когда мы слышим незнакомую песню, спетую, скажем, в жанре, который мы вообще слышим впервые.

Что касается второго — логического дополнения — то давайте обратимся к другой метафоре. Вам знакомы, ощущения, которые у вас возникают, когда вы ищите элемент пазла, но никак не можете его найти? И вдруг — раз и нужный кусочек картинки обнаруживается. Вспомните радость и удовольствие, которые вы испытываете от того, что пазл сошелся.
Вот так и с людьми. Знакомое создает у нас чувство доверия, а ощущение комплиментарности — удовольствие от логического дополнения образа. Это явление схема-терапевты называют химия схем.
Давайте рассмотрим, как это работает, на примере. Отец героини фильма «Все закончится на нас» Лилли Блум все ее детство проявлял вспыльчивость, и девочкой она не раз была свидетельницей, как он избивал ее мать. А однажды он даже до полусмерти избил парня Лилли. При этом он никогда не причинял физического насилия к дочери и проявлял теплые отцовские чувства к ней. Лилли привыкла подчиняться отцу и испытывать смесь страха и любви в его присутствии.
Именно поэтому, будучи взрослой женщиной, когда она видит, как незнакомый мужчина пинает стул, это кажется ей знакомым и понятным и не вызывает чувство естественной опасности, как это произошло бы с любой другой женщиной. Так она знакомится с Райлом Кинкейдом, который, в свою очередь, пережил в детстве психологическую травму — случайно убил брата. С тех пор Райл привык все держать под контролем, в том числе свои чувства и отношения. Он сразу ощущает связь с Лилли, поскольку та находится в опасности — сидит на краю крыши. В глубине души всегда мечтая спасти брата, Райл просит Лилли слезть, но та отказывается и еще и высмеивает его. Это еще больше привлекает Райла, поскольку он видит человека, выходящего за пределы его контроля.

Химия схем героев запущена. И через десять минут разговора она обретает форму базового взаимодействия, которое мы будем наблюдать в их отношениях на протяжении всего фильма. Райл, желая все контролировать, физически нарушает границы Лилли — как всегда делал ее отец.
В ответ девушка подчиняется, испытывая знакомые с детства чувства, и ощущая от этого ложное чувство безопасности.
Эта своеобразная «игра со знакомым» будет подогревать влечение героев друг к другу еще долгое время. Отношения будут наполняться разговорами, событиями и проблемами, интересными обоим партнерам.
Возможно, в вашей жизни тоже были встречи и отношения, основанные на химии схем. Подумайте, могло ли вас что-то притягивать в партнере потому, что оно было знакомым и будто дополняло вас?

Мы часто хотим «переиграть» несправедливость, случившуюся в детстве. И единственный способ, который может найти наше мышление, это исправить события в новых похожих отношениях. При этом химия схем действительно создает глубокий интерес к партнеру.
Но важно лишь помнить о том, что мы будем по-настоящему жить здесь и сейчас, когда прошлое перестанет влиять на то, что мы чувствуем в настоящем.

Автор: Максим Ядренников
Схематерапевт, парный схематерапевт
Когнитивно-поведенческий терапевт